При подготовке к ОГЭ больше всего вопросов вызывает экспериментальное задание №23. Оно самое сложное, соответственно на него и отводится больше всего времени — 30 минут. А за его успешное выполнение можно получить больше всего баллов — 4. Этим заданием начинается вторая часть работы. Если заглянуть в кодификатор, мы увидим, что контролируемыми элементами содержания здесь являются механические и явления электромагнетизма. Ученики должны показать умение работать с физическими приборами и измерительными инструментами.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/gotovimsya-k-oge-po-fizike-zadanie-23/
Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобится на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов. Если экзамен проводится на территории другой школы, учитель может заранее приехать туда, чтобы посмотреть готовые для работы комплекты. Готовящий приборы к экзамену учитель должен обратить внимание на их исправность, особенно подверженных износу. Например, использование старой батарейки может привести к тому, что ученик элементарно не сможет установить требуемую силу тока. Нужно проверить, совпадают ли приборы с указанными значениями. Если не совпадают, то в специальных бланках указываются истинные значения, а не те, которые записаны в официальных комплектах.
Учителю, ответственному за проведение экзамена может помогать технический специалист. Он же следит за соблюдением техники безопасности во время экзамена и может вмешаться в ход выполнения задания. Нужно напомнить ученикам, что если они заметят неисправность какого-либо прибора во время выполнения задания, нужно незамедлительно сообщить об этом. Существует три типа экспериментальных заданий, встречающихся на экзамене по физике.
Тип 1. «Косвенные измерения физических величин».
Включает в себя 12 тем:
- Плотность вещества;
- Сила Архимеда;
- Коэффициент трения скольжения;
- Жесткость пружины;
- Период и частота колебаний математического маятника;
- Момент силы, действующей на рычаг;
- Работа сила упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока;
- Работа силы трения;
- Оптическая сила собирающей линзы;
- Электрическое сопротивление резистора;
- Работа электрического тока;
- Мощность электрического тока.
Тип 2. «Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных».
Включает в себя 5 тем:
- Зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
- Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити
- Зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
- Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
- Свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы
Тип 3. «Экспериментальная проверка физических законов и следствий».
Включает в себя 2 темы:
- Закон последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
- Закон параллельного соединения резисторов для силы электрического тока
Подготовка к ОГЭ по физике: советы ученику.
Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла. За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается.
Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения.
Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат. Подготовка к экзамену в целом и к экспериментальному заданию в частности не может быть спонтанной. Без постоянно нарабатываемого навыка работы с лабораторным оборудованием выполнить задания практически невозможно. Поэтому учителям рекомендуется ознакомится с демонстрационными вариантами экзаменационной работы и разбирать типичные задачи во время проведения лабораторных.